РЕМОНТ МАСЛЯНОГО НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Ремонт, обслуживание и устройство, ремонт масляного насоса гидроусилителя рулевого управления, ГУРа, автомобиля КАМАЗ.

Закрепив насос в тисках, вывертывают болты 16 (рис. 7.13), снимают шайбу 15, уплотнительное кольцо 17, крышку 20, прокладку 21, предку 13 заливной горловины, фильтр 14 и вывертывают клапан 19. Вывернув трубу 18 в сборе, снимают с нее упорное кольцо, шайбу, фильтрующие элементы 23, пластину и манжету. Вывернув и сняв болты с шайбами, извлекают трубку 25, снимают коллектор 24 и бачок 22 с уплотнительными прокладками 27 и 28.







Рис. 7.13. Масляный насос гидроусилителя рулевого управления:
1 — шестерня привода; 2 — гайка крепления шестерни; 3 — шплинт; 4. 15 — шайбы; 5 — вал насоса; 6 — шпонка сегментная; 7. 10 — кольца упорные; 8 — шарикоподшипник; 9 — кольцо маслоотгонное; 11 — манжета; 12 — подшипник игольчатый; 13 — пробка заливной горловины; 14 — фильтр заливной; 16 — болт; 17. 36. 39 — кольца уплотнительные; 18 — труба фильтра; 19 — клапан предохранительный; 20 — крышка бачка с пружиной; 21. 28 — прокладки уплотнительные; 22 — бачок насоса; 23 — элемент фильтрующий; 24 — коллектор; 25 — трубка бачка; 26 — штуцер; 27 — прокладка коллектора; 29 — крышка насоса; 30 — пружина перепускного клапана; 31 — седло предохранительного клапана; 32 — шайбы регулировочные; 33 — клапан перепускной в сборе с клапаном предохранительным; 34 — диск распределительный; 35 — пластина насоса; 37 — статор; 38 — ротор; 40 — корпус насоса; I — из системы; II — в систему

Установив насос вертикально шестерней 1 вниз, вывертывают болты крепления крышки 29 насоса, снимают крышку в сборе с уплотнительным кольцом 36, пружиной 30 и перепускным клапаном 33 в сборе, а также распределительный диск 34. Вынув клапан 33 из крышки 29, помечают их во избежание разукомплектования и закрепляют клапан в тисках. Из него вывертывают седло 31 предохранительного клапана с регулировочными шайбами 32, вынимают шарик и направляющую с пружиной. Отметив положение статора 37 относительно корпуса 40 насоса, снимают статор со штифтов и вынимают уплотнительное кольцо 39. Ротор 38 снимают, обернув хлопчатобумажной салфеткой и придерживая пластины 35 от выпадания из пазов. Все пазы и пластины помечают так, чтобы потом установить пластины в прежнем положении и порядке. Детали, входящие в комплект ротор — статор — пластины, подбирают на заводе-изготовителе по группам, поэтому при выходе из строя одной детали необходимо менять весь комплект.

Закрепив шестерню 1 в тисках, вынимают шплинт 3, отвертывают гайку 2 с левой резьбой и снимают шайбу 4. С вала 5 спрессовывают шестерню 1 и снимают шпонку 6. Сняв упорное кольцо 7, выпрессовывают подшипник 8 с валом 5 из корпуса 40 насоса. С вала 5 спрессовывают на прессе подшипник 8 и снимают маслоотгонное кольцо 9. Вынув из корпуса насоса упорное кольцо 10 и манжету 11, выпрессовывают игольчатый подшипник 12. Снятые детали моют и дефектуют.

Корпус насоса бракуют при наличии трещин и обломов, задирах или выработке на поверхности под ротор, при износе отверстий под подшипники: шариковый — до диаметра более 62,03 мм и игольчатый — до диаметра более 22,0 мм. Изношенные резьбы восстанавливают.



Рис. 7.14. Валик масляного насоса гидроусилителя рулевого управления

Валик насоса (рис. 7.14) бракуют при наличии трещин и обломов, при износе шейки 1 под подшипник до диаметра d1 менее 24,99 мм, шейки 4 под подшипник до диаметра d4 11,98 мм, шейки 2 под сальник до диаметра d2 23,9 мм, шейки 3 до диаметра d3 19,92 мм и шпоночного паза до размера а 5,01 мм. Изношенную резьбу восстанавливают.

Шестерню насоса бракуют при наличии трещин и обломов, износе, выкрашивании или задирах на рабочих поверхностях зубьев, износе внутренней рабочей поверхности до диаметра более 20,03 мм и шпоночного паза до ширины более 5,1 мм.

Ротор и пластины насоса бракуют при наличии трещин и обломов, задирах или наволакивании металла на рабочих поверхностях пластин, износе шлицев по ширине, когда боковой зазор в сопряжении с новым валом превышает 0,15 мм, износе пазов ротора и сопряженных поверхностей пластин, когда зазор в сопряжении превышает 0,04 мм, при высоте ротора менее 21,88 мм и пластин — менее 8,5 мм.

Статор насоса бракуют при наличии трещин и обломов, задирах, рисках, наволакивании металла или "рубчатом" износе внутренней поверхности, износе рабочей поверхности до размера более 42,4 мм.

Распределительный диск бракуют при наличии трещин и обломов, задирах, выработке или наволакивании металла на рабочей поверхности, при высоте диска менее 14,3 мм.

Бачок насоса бракуют при наличии вмятин на поверхности глубиной более 2 мм с резкими переходами и трещин в местах приварки штуцера.

Фильтр заливной бракуют при наличии вмятин на поверхностях корпуса и повреждении сетки фильтра.

Фильтрующий элемент бракуют при наличии вмятин, погнутостей и повреждении сеток фильтра.

Крышку бачка насоса бракуют при наличии вмятин на поверхности крышки, отставании пластины в местах сварки и срыве более одной нитки резьбы под предохранительный клапан.

Крышку насоса бракуют при наличии трещин и обломов, вкраплении посторонних частиц и задирах на внутренней поверхности под золотник клапана, при износе этой поверхности до диаметра более 20,03 мм. Ослабление посадки седла обнаруживают при легких ударах молотка. При износе поверхности под седло до диаметра более 10,09 мм крышку бракуют. Изношенную или сорванную резьбу восстанавливают.

При сборке корпус 40 (см.рис. 7.13) насоса устанавливают вертикально и запрессовывают в него игольчатый подшипник 12, манжету 11 и монтируют упорное кольцо 10. На вал 5 надевают маслоотгонное кольцо 9 и напрессовывают подшипник 8. Вал в сборе запрессовывают в корпус насоса и закрепляют упорным кольцом 7.

Закрепив корпус насоса в тисках, устанавливают на шлицы вала 5 ротор 38 выточкой в сторону распределительного диска. В пазы ротора согласно сделанным при разборке меткам устанавливают пластины 35, каждую на свое место и в прежнем положении. Пластины должны перемещаться в пазах ротора свободно. Установив уплотнительное кольцо 39, монтируют на штифты статор 37 по меткам, нанесенным при разборке. На статор устанавливают диск 34 и уплотнительное кольцо 36.

В корпус перепускного клапана 33 устанавливают пружину, направляющую, шарик, регулировочные шайбы 32 и завертывают седло 31 [момент затяжки 14,7... 19,6 Н*м (1,5...2 кгс*м)]. При подводе масла к отверстию в седле клапан должен открываться под давлением 8,3...8,8 МПа (85...90 кгс/см2) и пропускать непрерывную струю масла. Давление срабатывания клапана регулируют подбором соответствующего числа шайб 32. Установив пружину 30, вставляют перепускной клапан в сборе с пружиной в гнездо крышки 29 и проверяют работу клапана.

Крышку 29 в сборе с перепускным клапаном устанавливают на корпус 40 насоса, придерживая клапан рукой, закрепляют крышку болтами с шайбами и затягивают их с моментом 34,3... 41,2 Н*м (3,5...4,2 кгс*м).

В паз вала 5 вставляют шпонку 6, надевают шестерню 1, шайбу 4, навертывают гайку 2, затягивают ее с моментом 49,0...60,8 Н*м (5...6,2 кгс*м) и устанавливают шплинт. На трубу 18 фильтра напрессовывают днище, на днище надевают манжету, пластину, устанавливают фильтрующие элементы 23, шайбу и упорное кольцо.

Установив насос горизонтально, зажимают его в тисках. На фланцы корпуса и крышки насоса устанавливают прокладки 28 и бачок 22. В бачок устанавливают прокладку 27, коллектор 24 и трубку 25, ввертывают болты с шайбами крепления коллектора и затягивают их с моментом 5,88...7,85 Н*м (0,6...0,8 кгс*м). В коллектор 24 ввертывают трубу 18 фильтра в сборе [момент затяжки 24,5...34,3 Н*м (2,4...3,5 кгс*м)], устанавливают прокладку 21, крышку 20 бачка с пружиной, уплотнительное кольцо 17, шайбу 15 и ввертывают болт 16 [момент затяжки 43,2...54,9 Н*м (4,4...5,6 кгс*м)]. Затем устанавливают фильтр 14, пробку 13 заливной горловины и ввертывают предохранительный клапан 19 в сборе.

Собранный насос устанавливают на стенд для испытания механизма рулевого управления и гидроусилителя 470.181, закрепляют его тремя болтами с плоскими шайбами. Испытательный стенд должен обеспечивать левое направление вращения вала насоса. Подсоединив к насосу шланги высокого и низкого давления, заполняют бачок насоса всесезонным маслом для гидросистем автомобилей марки Р до верхней метки на указателе и удаляют из системы воздух.

Испытание насоса на максимальное давление нагнетания ведут в течение 30 с при частоте вращения вала насоса 600±20 мин-1. При постепенном закрывании вентиля давление должно достичь 8,3...8,8 МПа (85...90 кгс*м). Меньшее значение указывает на неисправность насоса или его предохранительного клапана. Вентиль нельзя держать закрытым более 15 с. Температура масла в бачке должна быть не выше 75 °С.

Испытание насоса на объемную подачу ведут в течение 30 с при частоте вращения вала 750+20 мин -1 и давлении 5,5 МПа. Масла в мерной емкости должно быть не менее 4,5 л.

Проверку насоса при частоте вращения вала 3750±30 мин -1 проводят в течение 30 с. Резкий шум, толчки и вибрация насоса, подтекание масла и вспенивание его в бачке не допускаются. Запотевание и образование масляных пятен браковочными признаками не являются.



Ремонт, обслуживание и устройство, ремонт масляного насоса гидроусилителя рулевого управления, ГУРа, автомобиля КАМАЗ.



НАЗАД.***ДАЛЬШЕ.